НИИ Мостов
Акционерное общество
«Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии» (АО «НИИ мостов»)

Экспертный центр по неразрушающему контролю
(НК-Центр)

Историческая справка

Научно-исследовательский институт мостов (с 2005 года - Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта") был создан в декабре 1946 года по приказу Министерства путей сообщения в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР.

Необходимость постановки в НИИ мостов исследований по разработке методов и средств неразрушающего контроля сварных соединений в заводских и полевых условиях определялась комплексом работ по внедрению сварки в мостостроении.

В 1947 году в Институте создается лаборатория радио- и гамма-графирования, которая впоследствии была преобразована в лабораторию, а затем - отдел ультразвуковой дефектоскопии на железнодорожном транспорте.

Исследования в области неразрушающего контроля сварки были поставлены в то время, когда еще не была известна принципиальная возможность ультразвукового контроля сварных швов вообще. Работы выполнялись в тесном содружестве с НИИХИММАШ, МВТУ им. Н.Э. Баумана и ЦНИИТМАШ. Параллельно обосновываются принципы построения специализированных дефектоскопов для контроля сварных соединений и создаются их первые образцы, имеющие ряд принципиальных отличий от зарубежных приборов аналогичного назначения.

В 1956-1957 годах разрабатываются и утверждаются "Правила контроля сварных соединений при изготовлении пролетных строений железнодорожных мостов", в которых предусматривается применение метода ультразвуковой дефектоскопии для окончательной оценки качества стыковых и тавровых соединений. Таким образом, мостостроение явилось первой отраслью, применившей ультразвуковую дефектоскопию для окончательной оценки качества сварных швов. С этого времени ультразвуковой метод - основной метод контроля сварных соединений при изготовлении пролетных строений на всех мостовых заводах и их сборке при монтаже мостов.

Разработанные в Институте методика и аппаратура ультразвукового контроля качества сварных швов были использованы также при строительстве мостов через реку Красную во Вьетнаме, каньон р. Раздан в Армении, р. Амур в Хабаровске и многих других.

Все годы своего существования Институт вел активную деятельность в области создания, совершенствования и внедрения в широкую практику методов и средств ультразвукового неразрушающего контроля ответственных объектов железнодорожного транспорта. В результате работ НИИ мостов в 1961 году МПС была утверждена первая в мировой практике методика и инструкция по ультразвуковому контролю стыков контактной сварки рельсов на рельсосварочных предприятиях.

К 1965 году ультразвуковой контроль стал неотъемлемой частью технологического процесса сварки рельсов при их восстановлении, а с 1968 года и в пути. Ежегодно на рельсосварочных предприятиях контролируется более 600 тысяч, а в пути - более 2 миллионов сварных стыков рельсов. Параллельно с разработкой методологии контроля в НИИ мостов создаются принципы построения специализированных дефектоскопов (типа УЗД-НИИМ-5) для контроля сварных соединений. Синтезированная в то время функциональная схема дефектоскопа стала классической: на ее основе разработаны и выпущены промышленностью дефектоскопы УЗД-59ИМ, УЗД-60ИМ, ДУК-11ИМ, ДУК-13ИМ, РЕЛЬС-6 общим числом более 5 тысяч шт., имевшие принципиальные преимущества по сравнению с другими современными им аппаратами. Предложенные НИИ мостов принципы и теория ультразвуковой дефектоскопии позволили создать первый рельсовый дефектоскоп многоцелевого назначения УЗД-НИИМ-6М, который не имел аналогов за рубежом (выпущено более 2,5 тыс. приборов).

В 70-ые годы были выполнены разработки и освоено производство новых приборов агрегатированного комплекса типа РЕЛЬС-4, РЕЛЬС-5 и РЕЛЬС-6, а в 80-ые и 90-ые годы - съемных рельсовых дефектоскопов ПОИСК-2, ПОИСК-10Э, ПОИСК-10ЭМ. В 1990-ые годы важное место в работах НИИ мостов заняло развитие и совершенствование систем неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава. Институтом выполнены исследования методов, разработка средств и технологий и широкое внедрение ультразвукового контроля элементов колесных пар и сварных соединений конструкций вагонов. По результатам совместных разработок НИКИМТ, фирмами РДМ и ЗОНД освоено серийное производство дефектоскопов УДС1-22 (1992 г.), УДС2-32 (1999 г.), УДС2-52 (2004 г.), устройств сканирования УСК-З/4 (1995 г.) и регистраторов результатов контроля УР-1/2/3Р (1998/99/2002 г.).

НИИ мостов разработаны основные отраслевые нормативные документы, регламентирующие организацию применения и технологии неразрушающего контроля в вагонном и пассажирском хозяйствах железнодорожного транспорта. К значительным научным результатам в области ультразвуковой дефектоскопии, полученным в НИИ мостов, относятся также разработка теории автоматизированного ультразвукового контроля сварных соединений, создание автоматизированных компьютерных систем обработки данных скоростного контроля рельсов (САРОС). Серийное производство средств и переход к массовому внедрению ультразвуковой дефектоскопии обусловили разработку Институтом научно-обоснованных принципов измерения и эталонирования основных параметров контроля, определяющих достоверность его результатов, а также создания средств метрологического обеспечения ультразвукового контроля (комплекты КОУ-1, КОУ-2).

Разработанное НИИ мостов в 1965 г. совместно с другими организациями "Положение о применении ультразвуковой дефектоскопии для контроля качества сварных соединений" было утверждено как общесоюзное и явилось основой созданных Институтом позднее семи государственных стандартов.
Полный список нормативных документов находится на странице "Стандартизация и метрология".

Серьезное внимание уделяется в Институте внедрению выполненных разработок в области неразрушающего контроля. В этом направлении ведутся работы по обеспечению достоверности и качества неразрушающего контроля путем создания, а также методического и организационного обеспечения функционирования отраслевых систем аккредитации лабораторий неразрушающего контроля и сертификации персонала по неразрушающему контролю объектов железнодорожного транспорта. По приказу МПС России в 1998 году при Институте создан филиал "Отраслевой учебно-методический и аттестационный центр по неразрушающему контролю и диагностике технических объектов" (Филиал НК-Центр), который аккредитован Госстандартом в качестве Органа по аккредитации лабораторий неразрушающего контроля предприятий железнодорожного транспорта и Уполномоченного органа по сертификации персонала по неразрушающему контролю НИИ мостов развивал и поддерживает тесные контакты с заказчиками и потребителями научно-технической продукции: ОАО "Российские железные дороги", исследовательскими и проектными организациями.

/p